Сами с руками / Вязание / Как читать схемы вязания крючком

Как читать схемы вязания крючком

Читатель сайта Сами-с-руками, Юлия, просила помочь научиться читать схемы вязания крючком. С превеликим удовольствием я решила помочь в этом деле. Вязать крючком, руководствуясь схемами очень просто и быстро. Это только с виду они кажутся зловещими, ) поверьте, это не так!

Перед тем как мы приступим к разбору одной из схем, которые я опробовала на себе приведу несколько простых правил, знание которых поможет нам с легкостью читать схемы вязания.

Правила чтения схем по вязанию крючком:

Во-первых, мы должны знать условные обозначения петель, зачастую это общепринятые знаки, но могут быть несущественные отличия, во всяком случае, в любом журнале или книге, они приводятся сразу после описания, или собраны все вместе в конце издания.

Во-вторых, прочтение схем начинается снизу, направление обычно идет  прямыми и обратными рядами, для удобства ряды нумеруются и указывается направление вязание. Начинаем вязание первого ряда справа налево.

В-третьих, в схеме может быть рапорт — повторяющаяся часть узора. Обычно он заключен звездачками или стрелочками начала и конца. Вязание начинается с петель до рапорта, затем провязывается сам рапорт с таким количеством повтором, которые необходимы для ширины вашего изделия; заканчивается рапорт петлями после него.

В-четвертых, переход с одного ряда на другой обозначается петлей перехода, обычно этой петлей служит — воздушная петля, их необходимое количество всегда указано на схеме.

Преступим теперь непосредственно к разбору схемы вязания крючком. В качестве примера я взяла схему из японского журнала, которая стала основой вязания вот такой повязки на голову:

вязаная повязка на голову

Представленный узор вяжется в прямом и обратном направлении, ряды пронумерованы, также указано направление вязания. Перед началом каждого ряда мы выполняем  воздушные петли подъема, которые показывают нам высоту рядов данного узора.

Изучим основные обозначения петель для этой схемы. Основные элементы — воздушная петля (ВП), столбик с одним накидом (СН), столбик с 2-мя накидами (С2Н),  пышный столбик (ПшС), столбик без накида (СБН). Как выполняются эти элементы указано на рисунках ниже соответственно.

Начинаем!

Как читать схемы вязания крючком:

Набираем цепочку из 29 воздушных петель + 3 воздушные петли подъема.

Переворачиваем вязание начинаем вязать нулевой ряд, я назвала его так потому, что на схеме от чего-то он не пронумерован.

В 8 от крючка петлю цепочки вяжем *ПшС,   ВП, ПшС. Пропускаем  2 ВП и в третью вяжем СН, 3 ВП, СН. Пропускаем  2 ВП и в третью вяжем ПшС,   ВП, ПшС. Пропускаем 3 ВП, в четвертую провязываем СН.* Пропускаем 3 ВП повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Разворачиваем вязание, теперь у нас начинаются пронумерованные ряды.

1 ряд: 3 ВП подъема, ПшС, * {С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП,С2Н, ВП,С2Н} — вывязываем из арки из трех ВП, {ПшС,1 ВП, ПшС} вывязываем из СН предыдущего ряда *, повторяем от * до *; из последней ВП подъема предыдущего ряда вывязываем ПшС и 1 СН.

Делаем 3 ВП подъема, которые являются началом предыдущего ряда, переворачиваем вязание.

 

2 ряд: ПшС, *2 ВП, СБН,  в 1-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 4-ую ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП,* {ПшС, ВП, ПшС} из ВП веера из 2 ПшС предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ПшС, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

3 ряд: ВП, ПшС, 2ВП,*2 ВП, СБН   в 1-ую арку из 3 ВП  предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП  предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*,  {ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС} из ВП веера предыдущего ряда,  повторяем вязание от * до *, { ПшС, ВП, СН} — из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

4 ряд: {ПшС, ВП, ПшС} — из 1-ой ВП предыдущего ряда, 2 ВП, *СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, {ПшС, ВП, ПшС, ВП} — 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вяжем от * до *,   {ПшС, ВП, ПшС, СН} — из последней ВП веера предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

5 ряд: ВП, СН  из СН предыдущего ряда,  ПшС, ВП, ПшС} — из 1-ой ВП предыдущего ряда,  СН вывязываем из арки с 3 ВП предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из первой ВП веера предыдущего ряда, {СН, 3 ВП, СН} — из второй ВП веера предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из 3-ей ВП веера предыдущего ряда,  СН вывязываем из  второй арки с 3 ВП предыдущего ряда, {ПшС, ВП, ПшС} из первой ВП веера предыдущего ряда, {СН, ВП, СН} — из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 4 ВП подъема, поворачиваем вязание.

6 ряд: ВП,  {С2Н, ВП, С2Н} — из первой ВП предыдущего ряда,  {ПшС, ВП, ПшС} —  из СН  предыдущего ряда, далее из арки из трех ВП предыдущего ряда провязываем  5 С2Н чередуя их ВП, закончить должны С2Н,  {ПшС, ВП, ПшС} —  из СН  предыдущего ряда, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

7 ряд: 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда,  3 ВП, СБН  во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, *2 ВП,  {ПшС, ВП, ПшС} —  из ВП веера  предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда,  3 ВП, СБН  во 2-ую ВП веера предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-юю ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, 1 ВП, полустолбик.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

8 ряд: СБН в полустолбик предыдущего ряда, 3 ВП,  СБН в 1-ую арку предыдущего ряда, *2 ВП,  {ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС} из ВП между пышными столбиками предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую  арку из 3 ВП  предыдущего ряда, 3 ВП, СБН  во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-юю  арку из 3 ВП  веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен, делаем 2 ВП подъема, поворачиваем вязание.

9 ряд:  2 ВП,  СБН в 1 арку из 3 ВП, *2 ВП,  {ПшС, ВП, ПшС, ВП} — 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вместо 1 ВП,  СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда*, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда,  повторяем вязание от * до *, ВП, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

10 ряд:  *{ПшС,  1 ВП, ПшС} — из 1-ой ВП веера предыдущего ряда,   {СН, 3 ВП, СН} из 2-ой ВП веера предыдущего ряда,  { ПшС,  ВП, ПшС} из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН  из арки с 3-мя ВП предыдущего ряда*, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Продолжаем вязание до нужной нам длины повторяя ряды с 1 по 10.

Надеюсь этот мастер-класс по чтению схемы вязания крючком оказался Вам полезным. Умение читать схемы вязания крючком намного облегчает весь процесс, я бы даже сказала что убыстряет, после повторения рапортов, рисунок как бы отпечатывается у вас в голове, и вы с легостью и быстротой повторяете петельки, не задумываясь.

Спрашивайте, если будет что-то непонятно.

 

Тоже интересно!

интересные мастер-классы по рукоделию

Вязаная крючком тыква

Осень — пора уютных вечеров с тыквенным пирогом и чашечкой чая или какао. А почему …

4 комментария

  1. Светлана

    Здравствуйте, не могу понять как делать уменьшение при вязании ушек к детской шапке крючком. По схеме 2 сн в общей вершиной — как это. Напишите, пожалуйста,подробно

    Ответить
  2. Здравствуйте, Светлана, два столбика с накидом и общей вершиной, провязывают следующим образом:
    делаем накид, вводим крючок в петельку предыдущего ряда, провязываем петлю и накид, находящиеся на крючке, таким образом на крючке остаются 2 петли ( одна — это наш незавершенный столбик с накидом, а вторая — это петля предыдущего столбика.

    Снова делаем накид, вводим крючок в петлю предыдущего ряда, провязываем первые две петли — на крючке получилось два незавершенных столбика с накидом.
    Захватываем нить и протягиваем через все петли на крючке. Таким образом, у нас получилось два столбика с накидом и 1 общей вершиной.

    Такие столбики и образуют сужение полотна при вязании. Таким образом, можно убавлять 3 и более столбиков с разными точками вкалывания.

    Ответить
  3. Яночка какая вы умничка, как раз учюсь вязать крючком и ищу где все написано и расжевано

    Ответить
  4. Хороший материал, умение читать схемы очень упрощает жизнь рукодельнице.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *